Перейти к:
Влияние диклофенака натрия на уровень гистамина и серотонина при остром экссудативном воспалении у крыс
https://doi.org/ 10.24411/2587-7836-2018-10009.
Аннотация
Ключевые слова
Для цитирования:
Иванова Е.А., Воронина Т.А. Влияние диклофенака натрия на уровень гистамина и серотонина при остром экссудативном воспалении у крыс. Фармакокинетика и Фармакодинамика. 2018;(2):12-15. https://doi.org/ 10.24411/2587-7836-2018-10009.
For citation:
Ivanova E.A., Voronina T.A. Effect of diclofenac sodium on the level of histamine and serotonin in rats with acute exudative inflammation. Pharmacokinetics and Pharmacodynamics. 2018;(2):12-15. (In Russ.) https://doi.org/ 10.24411/2587-7836-2018-10009.
Введение
Диклофенак является «золотым стандартом» эффективности нестероидных противовоспалительных средств (НПВС) – ингибиторов циклооксигеназы (ЦОГ), и его рассматривают в качестве общепризнанного эталона препарата сравнения при изучении терапевтического потенциала и безопасности лекарств этой фармакотерапевтической группы [1, 2]. Результаты многочисленных рандомизированных контролируемых исследований показали, что ни один из существующих НПВС не превосходит по лечебному действию диклофенак [1]. Механизм действия диклофенака обусловлен ингибированием двух изоферментов ЦОГ: ЦОГ-1 и ЦОГ-2 [1, 2]. Кроме того, у препарата зафиксирована способность снижать уровень интерлейкина-1β у пациентов с остеоартрозом коленного сустава, у которых концентрация этого интерлейкина в крови была повышена [3]. В экспериментальных исследованиях показано, что диклофенак уменьшает уровень продукта перекисного окисления липидов малонового диальдегида в плазме крови крыс с отёком лапы, вызванным подкожным введением 1 % раствора каррагенана [4], ив перитонеальном экссудате мышей с гликогеновым перитонитом [5] и снижает стимулированную хемоаттрактантами адгезию и индуцированную каррагенаном миграцию лейкоцитов [6]. Однако на сегодняшний день остаётся не изученным влияние препарата на уровень клеточных медиаторов воспаления гистамина и серотонина в качестве компонента его механизма действия. Гистамин и серотонин – биогенные амины, которые выделяются в процессе дегрануляции тучных клеток при воспалении. Оба биогенных амина увеличивают проницаемость сосудистой стенки и циркуляцию лейкоцитов [7, 8]. Серотонин усиливает агрегацию тромбоцитов и при остром воспалении способствует скоплению нейтрофилов в тканях [7, 9]. Оба биогенных амина являются медиаторами ранней фазы воспаления, обусловливая развитие отёчности, что используется для моделирования гистаминового и серотонинового отёков лап у крыс [10–12].
Целью настоящего экспериментального исследования является оценка уровня клеточных медиаторов воспаления гистамина и серотонина при остром экссудативном воспалении у крыс – уксусном перитоните и изучение влияния НПВС диклофенака натрия на их концентрацию.
Материалы и методы
Исследования выполнены на самцах белых аутбредных крыс массой 180–200 г, полученных из питомника Филиал «Андреевка» ФГБУН «НЦБМТ» ФМБА России (Московская область). Крысы содержались в стандартных условиях вивария при свободном доступе к корму и воде при 12-часовом световом режиме. Содержание животных осуществлялось в соответствии с нормативным документом СП 2.2.1.3218-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию экспериментально-биологических клиник (вивариев)» от 29 августа 2014 г. № 51. Организация и проведение работы выполнялись в соответствии с международными и российскими нормативно-правовыми документами: Приказом Минздрава РФ №199н от 1 апреля 2016 г. «Об утверждении правил надлежащей лабораторной практики» и «Европейской конвенцией о защите позвоночных животных, используемых для экспериментов или в иных научных целях» от 18 марта 1986 г. (Страсбург).
Экспериментальные животные были разделены на следующие группы, по 6 животных в каждой. 1. Контрольные животные – интактные крысы. 2. Крысы с уксусным перитонитом. 3. Крысы с уксусным перитонитом, которым за 1 ч до индукции воспаления перорально вводили диклофенак натрия в дозе 6,3 мг/кг. Выбор дозы и способа введения диклофенака натрия обусловлены тем, что ранее было установлено, что изучаемый препарат при таком режиме введения оказывает выраженное противовоспалительное действие, подавляя экссудативную реакцию у крыс с отёком лапы на 40 % [13].
Перитонит у крыс вызывали внутрибрюшинным введением 1 % раствора уксусной кислоты (в физиологическом растворе) из расчёта 1 мл раствора на 100 г массы тела [14]. Через 3 ч в срок, рекомендуемый действующими «Методическими рекомендациями по доклиническому изучению нестероидных противовоспалительных лекарственных средств» для оценки выраженности экссудации после введения раствора уксусной кислоты [14], крыс подвергали эвтаназии методом декапитации и собирали кровь. В пробирку с кровью добавляли раствор ЭДТА для предотвращения свёртывания крови и затем кровь подвергали центрифугированию для получения плазмы. Кроме того, у животных с уксусным перитонитом собирали экссудат из брюшной полости.
Определение содержания гистамина и серотонина в плазме крови и перитонеальном экссудате проводилось методом, основанным на измерении флуоресценции продуктов конденсации гистамина с ортофталевым альдегидом, серотонина с нингидрином по методике Прошиной Л.Я. [15, 16]. Концентрация гистамина и серотонина выражалась в мкг/мл.
Статистическую обработку проводили в программе «Биостатистика» с помощью критерия Манна–Уитни. Результаты представлены как среднее значение ± стандартная ошибка среднего. Различия между группами считали достоверными при p < 0,05.
Результаты и обсуждение
В настоящем исследовании установлено, что у крыс с уксусным перитонитом через 3 ч после индукции воспаления в плазме крови, повышалась концентрация гистамина и серотонина, соответственно, в 1,9 и в 3 раза по сравнению с группой интактных животных (табл. 1). Гистамин увеличивает сосудистую проницаемость и гидростатическое давление, способствует скоплению алгогенов в очаге воспаления, а под влиянием алгогенов при уксусном перитоните у грызунов развивается висцеральная болевая реакция, которая проявляется характерными изгибами тела – «корчами». Известно, что при перитоните активизируются нейтрофильный и макрофагальный компоненты естественной неспецифической защиты организма [17], и, вероятно, повышение уровня серотонина при уксусном перитоните у крыс способствует этому за счёт воздействия на нейтрофильный компонент.
Диклофенак натрия достоверно снижал концентрацию гистамина в плазме крови крыс с уксусным перитонитом на 34,0 % по сравнению с уровнем этого биогенного амина в плазме крови животных с экспериментальной моделью воспаления, не получавших препарат (табл. 1). При этом диклофенак натрия не оказывал влияния на концентрацию серотонина в плазме крови и перитонеальном экссудате и гистамина в перитонеальном экссудате крыс с уксусным перитонитом через 3 ч после индукции воспаления (табл. 2).
Заключение
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в плазме крови крыс с экспериментальным перитонитом через 3 ч после индукции воспаления внутрибрюшинным введением 1 % раствора уксусной кислоты наблюдается повышение концентрации гистамина в 1,9 раза и серотонина в 3 раза по сравнению с группой интактных животных. Диклофенак натрия при однократном пероральном введении крысам в дозе 6,3 мг/кг достоверно снижает повышенный при воспалении уровень гистамина в плазме крови животных с уксусным перитонитом, но не оказывает влияния на концентрацию серотонина. Способность диклофенака натрия снижать повышенный при экспериментальном перитоните уровень клеточного медиатора воспаления гистамина в плазме крови может являться одним из компонентов механизма уменьшения сосудистой проницаемости и отёчности под действием препарата.
Список литературы
1. Каратеев А.Е., Яхно Н.Н., Лазебник Л.Б., и др. Применение нестероидных противовоспалительных препаратов. Клинические рекомендации. - М.: ООО «ИМА-ПРЕСС»; 2009.
2. Насонова В.А. Вольтарен (диклофенак натрия) в ревматологи в начале XXI века // РМЖ. - 2004. - №12(6). - C.392- 395.
3. Gonzalez E., de la Cruz C., de Nicolas R., et al. Long-term effect of nonsteroidal anti-inflammatory drugs on the production of cytokines and other inflammatory mediators by blood cells of patients with osteoarthritis. Agents Actions. 1994;41(3-4):171-178.
4. Abbas SS, Schaalan MF, Bahgat AK, et al. Possible potentiation by certain antioxidants of the anti-inflammatory effects of diclofenac in rats. StientificWorldJoumaL 2014 Mar 12;2014:731462. DOI: 10.1155/2014/731462
5. Матюшкин А.И., Иванова Е.А., Золотов Н.Н., Воронина Т.А. Влияние гимантана и диклофенака натрия на уровень продуктов перекисного окисления липидов в воспалительном выпоте у мышей с экспериментальным перитонитом. Материалы XXIII съезда физиологического общества им. И.П. Павлова, 18-22 сентября 2017; - Воронеж: Издательство «ИСТОКИ»; 2017.
6. Martinez LL, Aparecida De Oliveira M., Fortes ZB. Influence of verapamil and diclofenac on leukocyte migration in rats. Hypertension. 1999 Oct;34(4 Pt 2):997- 1001.
7. Парийская Е.Н., Ерофеев Н.П. Физиология эндокринной системы. - СПб.: СпецЛит; 2013.
8. Сологуб Т.В., Романцова М.Г., Кремень Н.В., и др. Свободнорадикальные процессы и воспаление (патогенетические, клинические и терапевтические аспекты). Учебное пособие для врачей. - М.: Академия Естествознания; 2008.
9. Duerschmied D., Suidan GL, Demers M., et al. Platelet serotonin promotes the recruitment of neutrophils to sites of acute inflammation in mice. Blood. 2013 Feb 7;121(6):1008- 15. DOI: 10.1182/ blood-2012-06-437392
10. Arya S., Kumar VL. Antiinflammatory efficacy of extracts of latex of Calotropis procera against different mediators of inflammation. Mediators Inflamm. 2005 Aug 31;2005(4):228-32.
11. Gupta M., Mazumder UK, Gomathi P., et al. Antiinflammatory evaluation of leaves of Plumeria acuminate. BMC Complement Altern Med. 2006 Nov 2;6:36. DOI: 10.1186/1472-6882-6-36
12. Yong YK, Sulaiman N., Hakim MN, et al. Suppressions of serotonin-induced increased vascular permeability and leukocyte infiltration by Bixa orellana leaf extract. Biomed Res Int. 2013;2013:463145. DOI: 10.1155/2013/463145
13. Никитченко Е.А., Федоров В.Н., Красников С.В., Обухова Т. А. Изучение фармакологических свойств производных адамантилбензоиламинокислоты // Фармация. - 2007. - №8. - С.37- 38.
14. Шварц Г.Я., Сюбаев Р.Д. Методические рекомендации по доклиническому изучению нестероидных противовоспалительных лекарственных средств. Руководство по проведению доклинических исследований лекарственных средств. Часть первая. / Под ред. А.Н. Миронова. - М.: Гриф и К; 2012. - C.746-758.
15. Лабораторные методы исследования в клинике: Справочник / Под ред. В.В. Меньшикова. - М.: Медицина; 1987.
16. Мещерякова С.А., Герасимова Ц.И. Определение серотонина и гистамина в одной пробе // Лабораторное дело. - 1974. - Т. 11. - С.670-672.
17. Бакаева З.В., Самонина Г.Е., Умарова Б.А., и др. Исследование противовоспалительных свойств глипролинов на экспериментальной модели острого перитонита у крыс // Цитокины и воспаление. - 2008. - Т7, №2. - С.28- 32.
Об авторах
Елена Анатольевна ИвановаРоссия
Татьяна Александровна Воронина
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Иванова Е.А., Воронина Т.А. Влияние диклофенака натрия на уровень гистамина и серотонина при остром экссудативном воспалении у крыс. Фармакокинетика и Фармакодинамика. 2018;(2):12-15. https://doi.org/ 10.24411/2587-7836-2018-10009.
For citation:
Ivanova E.A., Voronina T.A. Effect of diclofenac sodium on the level of histamine and serotonin in rats with acute exudative inflammation. Pharmacokinetics and Pharmacodynamics. 2018;(2):12-15. (In Russ.) https://doi.org/ 10.24411/2587-7836-2018-10009.